Оптимизировать цены Long-tail можно двумя путями.
Первый путь — с помощью динамического ценообразования на базе правил. Если у вас "низкая база" — например, ценообразование заключается в фиксированной наценке и распродажах время от времени, — то ценовые эксперименты с помощью гибко настраиваемых правил могут дать впечатляющие результаты. На основе опыта и интуиции специалист по ценообразованию может выделять все новые сегменты и группы товаров, настраивать для них более эффективные правила динамического формирования цены и мониторить результаты, "нащупывая" оптимум. Крайне важно, чтобы система динамического ценообразования обладала высокой гибкостью настроек и давала возможность быстро и точно анализировать результаты. Некоторые примеры важных аналитических отчетов можно посмотреть
ЗДЕСЬ.
Плюс метода: психологический комфорт, специалист полностью руководит процессом и спокоен, поскольку всё контролирует.
Минус метода: при этом подходе сложно учитывать все важные нюансы, например, перекрестное влияние SKU внутри категории — каннибализм, заменяющие товары, товары-дополнители.
Второй путь - полностью автоматическое "портфельное" ценообразование с помощью алгоритмов машинного обучения (ML, machine learning), постоянно зондирующих спрос. Суть метода: алгоритмам задают цель оптимизации, это может быть максимум прибыли или максимум продаж. После этого алгоритмы с машинным обучением с помощью анализа факторов спроса, конкуренции, внутренних данных быстро определяют, сколько покупатели готовы и должны платить магазину, чтобы магазин вышел на свои максимальные показатели. Среди новых товаров со слабыми продажами ML-алгоритмы выявляют SKU, "подозрительные" на завышенную цену, и проводят для них плавное поэтапное снижение цены, пока показатели конверсии не улучшатся. Если цель — увеличение доли рынка и рост продаж, система находит оптимальную цену для данной цели в допустимом интервале, максимально сохраняя при этом маржинальность.
Оптимизацию можно проводить по отдельным SKU или товарным сегментам, но максимальный эффект получается при оптимизации цен товарной категории целиком, всего портфеля товаров, а не отдельных SKU. Такой подход помогает избежать товарной каннибализации внутри категорий и учесть перекрестную эластичность товаров, и это
первый плюс ML-алгоритмов.
Второй плюс — алгоритмы искусственного интеллекта помогают выявить ситуации, в которых не работает динамическое конкурентное ценообразование: все игроки рынка установили завышенные с точки зрения покупателей цены. В таких ситуациях алгоритмы помогают вновь запустить остановившиеся продажи при, казалось бы, исчезнувшем спросе.
Третий плюс — современные динамические системы умеют "ловить" кратковременные всплески спроса, вызванные локальным дефицитом товара или непредвиденным ажиотажным спросом, и быстро поднимают стоимость соответствующих товаров на требуемый срок. Пример описан
ЗДЕСЬ.
Подробнее о том, как может быть реализовано динамическое ценообразование с алгоритмами искусственного интеллекта на базе спроса, читайте
ЗДЕСЬ.
Математические модели, наиболее эффективные для динамической оптимизации цен на сегодняшний день, описаны
ЗДЕСЬ.