Как повысить розничные продажи на рынке с жёстким контролем РРЦ и увеличить прибыль на 10%

Динамическое ценообразование для "Садовые машины"
О заказчике
"Садовые машины" - омниканальная торговая компания, продающая садово-парковую технику на всей территории РФ. Розничная сеть развивалась с 1992 года и выросла до 24 магазинов в ряде городов России, включая Москву и Санкт-Петербург.
В 2010 году появился интернет-магазин snail.ru; к 2019 году на него стало приходиться до 60% продаж компании.
Задача
В апреле 2019 года компания автоматизировала ценообразование на базе Imprice. Перед системой Imprice ставили задачу роста основных показателей - увеличить за счет ценообразования продажи и валовую прибыль.

Для каждой ассортиментной группы требовалась уникальная стратегия ценообразования, в силу особенностей спроса и ограничений от поставщиков.
Ключевые результаты
Результаты автоматизации оценили через 3 месяца. В расчетах учли динамику продаж и влияние сезонных факторов - данный бизнес обладает выраженной сезонностью.:
За три месяца оптимизации ценообразования:
на
увеличили оборот компании
15%
на
увеличили продажи бензиновой и аккумуляторной техники
20%
на
увеличили валовую прибыль
10%
Особенности ассортиментных групп и их ценообразования
Ассортимент сети состоял из трех больших товарных групп, на ценообразование которых влияли абсолютно разные факторы.
Группа 1. Садово-парковая техника: газонокосилки, бензопилы, мотокультиваторы, тракторы.
Характерная особенность группы - конкуренция на рынке и жёсткое давление поставщиков по соблюдению РРЦ.

"Садовые машины" мониторили цены конкурентов с помощью сервиса metacommerce.ru и благодаря этому замечали нарушения РРЦ частью игроков. Данные мониторинга пробовали использовать в переговорах с поставщиками.
Группа 2. Навесное оборудование и аксессуары.
Сюда относились дополнительные элементы для оснащения садово-парковой-техники: оборудование для культиваторов, отвалы для уборки снега, для кошения травы, уборки мусора и т.д. Стоимость аксессуаров варьировалась от 3 до 200 тысяч рублей.

Для этой группы не требовалось соблюдать РРЦ.
Группа 3. Расходные материалы и запчасти.
Основной ассортимент из группы 1 - это бензиновая техника: культиваторы, газонокосилки, бензопилы, дровоколы, минитракторы, снегоуборщики и т.д. Отсюда большое количество расходных материалов и запчастей - двигатели, ножи, фильтры, ремни, цепи, смазочные материалы.

Интересная особенность рынка: конкуренция по запчастям и расходникам была минимальной, большинство участников рынка предпочитали продавать только технику и аксессуары к ней. РРЦ для данной группы также отсутствовала.



Соответственно, ценообразование для каждой группы выстраивалось по-разному, в соответствии с особенностями конкретной группы.
Решение
Imprice - система с супергибкими настройками, в которой легко сделать отдельное ценообразование для сколь угодно большого количества товарных групп.

Нужно лишь один раз осуществить интеграцию данных заказчика и внести в систему правила и ограничения для каждого товарного сегмента.
Покажем, как это происходило с "Садовыми машинами".
Интеграция с ERP заказчика
В Imprice есть готовые интеграции с популярными системами учета. В том числе, с "1С-Управление торговлей 10", в которой работают "Садовые машины".

Данные загрузились в систему из "1С:УТ" заказчика и стали обновляться с заданной периодичностью:
Справочник номенклатуры, порядка 30.000 sku.
Справочник складов. Помимо собственных складов компания использовала и склады партнеров. Если на собственных складах товар заканчивался, он начинал продаваться со склада партнера; себестоимость товара при этом автоматически менялась.
Себестоимость товаров на каждом складе, в том числе на партнерских.
Текущие цены товаров, РРЦ.
Продажи.
Данные по оборачиваемости.
Интеграция с сервисом сбора цен конкурентов
В Imprice есть модуль для автоматического сбора цен конкурентов; также есть возможность интегрировать цены, собранные сторонним сервисом.

"Садовые машины" мониторили рынок по товарной группе 1, это ~ 1.000 sku, с помощью сервиса metacommerce.ru. Поэтому мы просто интегрировали эти данные по API в Imprice; цены с Яндекс.Маркета и трех конкурирующих сайтов стали обновляться в аккаунте заказчика автоматически.
Отчет "Цены конкурентов" в системе Imprice
Кликните на картинку, чтобы увеличить изображение
Отчет "Цены конкурентов" в системе Imprice
Пример диаграммы из модуля аналитики Imprice
Кликните на картинку, чтобы увеличить изображение
Пример диаграммы из модуля аналитики Imprice
Обучение заказчика работе с системой
В Imprice удобный логичный интерфейс, поэтому обучение сотрудника заказчика заняло всего один день. Далее заказчик смог вносить правила в систему и корректировать их самостоятельно.
"Внедрение системы прошло гладко и заняло всего 3 недели. Отдельная благодарность команде Imprice: они всегда готовы подсказать, как решить любую задачу ценообразования. При необходимости дорабатывают систему под наши запросы"
Яна Лисицкая,
Коммерческий директор сети магазинов "Садовые Машины"
snail.ru

Выгрузка цен в ERP и на сайт
Для "Садовых машин" настроили особый порядок выгрузки готовых цен:

а. Imprice автоматически формировал оптимальную цену, а затем вычислял "скидку" - разницу между сформированной ценой и ценой предыдущей.
б. Полученные "скидки" передавались в ERP заказчика.
в. Из ERP цены передавались в интернет-магазин. В интернет-магазине появлялась новая цена, а старая цена отображалась рядом, уже перечеркнутая. Если новая цена оказывалась выше "старой", "старую" цену скрывали.

Этот прием стимулировал покупателей "купить прямо сейчас".
Оптимизация для группы товаров с РРЦ
Собранные данные о ценах конкурентов стали автоматически группироваться в удобные для презентации отчеты о динамике цен на рынке и нарушениях РРЦ.

Отчеты из модуля аналитики Imprice помогли в переговорах с поставщиками. Была согласована справедливая схема работы с РРЦ:
пока поставщик контролирует соблюдение РРЦ всеми участниками рынка, "Садовые машины" придерживаются РРЦ,
если Imprice фиксирует нарушение РРЦ 50% участников рынка и более, система автоматически формирует более агрессивную цену для "Садовых машин", основанную на ценах конкурентов, а поставщик признает такой сценарий допустимым.

Также с помощью Imprice реализовали персональное ценообразование в личных кабинетах покупателей "Садовых машин".

Система Imprice анализировала рынок и формировала на ряд товаров максимально привлекательные цены. На сайте в открытом доступе полученные цены не показывали. Клиенты видели их только в личном кабинете после введения промокода из email-а с приглашением.
Скрин из системы Imprice. Тип цены "Персональная цена"
Кликните на картинку, чтобы увеличить изображение
Скрин из системы Imprice. Тип цены "Персональная цена"
Пример персонального ценового предложения в личном кабинете snail.ru
Пример персонального ценового предложения в личном кабинете snail.ru
В результате договоренности с поставщиками, работе алгоритма контроля конкурентов и закрытым персональным ценам продажи садово-парковой техники выросли на 20%. В расчетах учли динамику продаж и сезонность спроса.
Автокорректировка цены при смене склада на партнерский
Около 30% ассортимента "Садовых машин" составляли товары со складов партнеров.

В Imprice внесли настройки:
Если себестоимость товара изменилась, система формирует новую цену с установленной маржинальностью и отправляет её в ERP.
Актуализация цены происходит каждые 20 минут.

Эта настройка помогла устранить прямые убытки, которые snail.ru несли довольно часто. Например, компания продавала газонокосилки по акционной цене и не успевала отследить момент, когда газонокосилки на собственном складе заканчивались. Поступали новые заказы по акционной цене. Их комплектовали газонокосилками со склада партнера, закупочная цена получалась выше акционной.
В результате автоматизации подобные убытки прекратились - цена на сайте стала оперативно меняться.
Региональное ценообразование, ценообразование по оборачиваемости
60-70% интернет-продаж приходилось на регионы. Это удавалось компании за счет формирования индивидуальных цен для каждого региона: добавлялась скидка, частично или полностью компенсирующая стоимость доставки до конкретного города.
Еще до автоматизации специалисты компании довольно эффективно справлялись с региональными ценами и с учетом оборачиваемости товаров в цене; в "Садовых машинах" работал сильный отдел закупок.

Автоматизация помогла улучшить результаты этих видов ценообразования. Но более ценной по данным направлениям оказалась экономия времени специалистов по закупкам, освобожденных от необходимости ручного формирования и анализа таблиц.
Оптимизация цен на доп.оборудование, запчасти и расходники
Группы 2 и 3 разбили на сегменты, в соответствии с особенностями спроса, и отдельно оптимизировали каждый сегмент с помощью уникальных правил ценообразования.

Например, продажа запчастей, как правило, не стимулируется ценой: запчасти покупают только когда техника ломается. К тому же конкуренция на рынке запчастей и расходников была низкой.
Поэтому на большую часть запчастей, особенно недорогих, попробовали увеличить наценку.

Для дорогих запчастей дополнительно учли соотношение стоимости запчасти и изделия: скажем, если запчасть стоила 2/3 стоимости новой техники, большинство предпочли бы купить новую технику, а не ремонтировать старую. Соответственно, на некоторые дорогие позиции установили более привлекательные цены.

Расходные материалы при очень выгодной цене, наоборот, могут купить "впрок", так как они требуют регулярной замены. Поэтому с расходными материалами провели ряд экспериментов и по увеличению наценки, и по распродажам.
Пример диаграммы из модуля аналитики Imprice
Кликните на картинку, чтобы увеличить изображение
Пример диаграммы из модуля аналитики Imprice
Результаты
За три месяца после внедрения Imprice "Садовые машины" увеличили оборот на 15%.
Основной рост продаж обеспечила Группа 1 - садово-парковая техника с высокой конкуренцией и РРЦ.

Валовую прибыль увеличили на 10%. Большую часть дополнительной прибыли получили за счет увеличения наценки в Группах 2 и 3 - расходниках, запчастях, аксессуарах.
"Imprice очень здорово помог выправить ситуацию с РРЦ.
Мониторинг рынка показывал, что многие игроки демпингуют в обход РРЦ; конечно, это сказывалось на наших продажах.
Imprice дал нам сильную доказательную позицию, превратив наши данные по ценам в убедительные отчеты-аргументы. Теперь мы мгновенно реагируем на ценовые игры конкурентов, и это согласовано с поставщиками.

Гибкие настройки системы позволили проводить закрытые распродажи и осуществлять ценовые эксперименты. Мы получили быстрый результат в виде роста продаж и прибыли "
Яна Лисицкая,
Коммерческий директор сети магазинов "Садовые Машины"
snail.ru