Динамическое ценообразование на рынке грузоперевозок

Проблематика рынка транспортной логистики
Рынок грузоперевозок в России переживает непростой период. Изменение цепочек поставок, сильные колебания ставок на перевозки, нехватка складского персонала и, в особенности, кадровый дефицит водителей. Эти факторы сильно отражаются на рентабельности отрасли.

Чтобы отвечать современным вызовам, транспортные компании активно проводят цифровизацию бизнес-процессов, что позволяет уменьшить издержки и повысить эффективность бизнеса в целом.

Как повысить эффективность
Рассмотрим ряд “болевых точек” в логистике на примерах.

Обычно в транспортных компаниях делают разбивку автопарка по нескольким логистам (диспетчерам). Чем больше машин, тем сложнее расчет фрахта. Но даже с ограниченным числом парка человек не всегда может выбрать оптимальное решение и предложить сбалансированную цену.

Многие транспортные компании имеют очень сложные прайсы и предлагают целый комплекс услуг в разных направлениях: отправка посылок для частных лиц, перевозка грузов для бизнеса, развоз товаров по точкам и работа с торговыми сетями (авизация, упаковка, возврат документов), различные складские услуги (кросс-докинг, транзитное хранение, перепалетирование) и пакетные предложения для интернет-магазинов - доставка до пункта выдачи, отправка в маркетплейс, фулфилмент (включая маркировку, сортировку и доставку). В условиях сложного прайса и меняющихся во времени факторов вести расчеты вручную сложно и чревато ошибками.

Осознанное формирование прайса должно учитывать и то, что разные услуги могут иметь разную эластичность спроса: для одних позиций нужно поддерживать цену в рынке, а для других можно повысить маржинальность, не теряя при этом клиентов. Модель, описывающая эти зависимости сложная и имеет массу нюансов.

Кроме того, прайс должен поддерживаться в актуальном состоянии с учетом конкурентного окружения. А это означает, что цены конкурентов надо отслеживать, а самих конкурентов приоритизировать: чьи цены мы учитываем в первую очередь при построении правил.

От проблемы к решению:
система автоматизации ценообразования Imprice
Ниже мы расскажем как система ценообразования Imprice может решать вышеперечисленные задачи.
Инструмент: Модуль оптимизации цен алгоритмами на базе машинного обучения.

Как это работает?
На основе уже имеющихся исторических данных и машинного обучения система Imprice определяет эластичность спроса и предлагает оптимальные цены.
Система позволяет формировать сложные правила с учетом всех факторов, влияющих на ценообразование: расстояние, вес и объем груза, класс транспортного средства, маршрут следования, наценки за срочность и особые требования к грузу и пр.
Ряд параметров меняются динамически и будут учтены при формировании цены: сезонность, цена на топливо, погодные условия и пр.
Цена (как на перевозки, так и на складские услуги) будет учитывать загруженность ресурсов: терминалов, автопарка, работников склада и водителей. Стоимость услуги будет автоматически снижаться при низкой загруженности и повышаться в пиковые периоды.
Правила формируются в режиме low-code: сотрудники смогут самостоятельно создавать новые правила или корректировать существующие.
Работа с данными автоматизирована: будет обеспечена интеграция с существующими системами. При необходимости данные могут загружаться по расписанию из существующих экселевских таблиц.
Система Imprice предложит множество аналитических отчетов, дающих полную картину. Имеется набор готовых отчетов, а также есть возможность создавать кастомизированные отчеты.



Результат:
Максимизация дохода: система будет предлагать рекомендованные цены на услуги, основываясь на знании эластичности спроса.
“Умная” загрузка ресурсов: цены на перевозку и складские услуги будут динамически меняться в зависимости от загруженности автотранспорта и складов. Таким образом, маржинальность будет увеличиваться при дефиците ресурса и, наоборот, будет расти загрузка путем снижения стоимости в периоды простоя.
Получение дополнительной маржи за счет учета сезонных колебаний, пиковых дней и часов загрузки и разгрузки и других динамически меняющихся факторов.


Подробнее: Ценообразование на базе Machine Learning на примере ценообразования товаров.
Повышение маржинальности в грузоперевозках
Конкурентное ценообразование в логистике
Инструмент: Модуль автоматизации конкурентного ценообразования.

Как это работает?
На первом этапе собирается информация об окружении и формируется список основных конкурентов. При этом вы можете выбрать каких конкурентов считать наиболее значимыми при формировании цен на ту или иную услугу (к примеру, для услуг грузоперевозок в фокусе внимания компании-конкуренты A, D, C, а для услуг складской обработки - D, C, E)
Осуществляется настройка автоматического парсинга цен конкурентов. Алгоритм автоматически сканирует цены из открытых источников, вносит их в систему и поддерживает информацию в актуальном состоянии. Изменение цен конкурентов сразу отражается в системе.
Цены конкурентов и ценовая позиция относительно них формируют рекомендации на основе правил. Правила формируются на уровне номенклатуры услуг и учитывают специфику услуги.
Происходит формирование аналитических отчетов, которые дают полное представление о конкурентном окружении.
Учитывается выбранная компанией стратегия: увеличение объема продаж, увеличение доли рынка или максимизация маржинальности.
Система незамедлительно реагирует на изменение цен конкурентов и дает рекомендации по корректировке цен.



Результат:
Цены на услуги соответствуют рынку и остаются привлекательными для клиентов.
Переход от трудоемкого ручного анализа к автоматическому.
Ситуация на рынке прозрачна и всегда актуальна в отличие от варианта ручного анализа, проводимого редко и с запозданием.
Максимизация прибыли или увеличение объема продаж.


Подробнее: Конкурентное ценообразование и автоматический мониторинг цен конкурентов на базе Imprice.
Персональное ценообразование в грузоперевозках
Инструмент: Модуль персонального ценообразования.

Как это работает?
Система Imprice позволяет формировать ряд индивидуальных тарифов для отдельных клиентов (скидки по отдельным или всем позициям от основного прайса).
При формировании персональных предложений можно учитывать статус клиента: новый, постоянный или ушедший (N месяцев не совершал отправку).
Клиентов можно сегментировать по количеству оформленных заявок, наличию задолженностей, наличию претензий, фактору работы по ЭДО, отрасли, наличию зафиксированных преференций и пр. параметрам.
Можно учитывать при формировании предложений перспективность клиента. Например, на основе данных из СПАРКА по логистическим расходам.



Результат:
Повышается лояльность клиентов, улучшается удержание.
Повышается возвращаемость клиентов: вы можете предложить им разовую скидку или скидку на период.
Повышается маржинальность: при формировании персональных цен вы учитываете операционные издержки “проблемных” клиентов.
Уменьшается нагрузка на диспетчеров через преференции при оформлении заявки через личный кабинет.
Достигается ситуация “win-win”: клиент получает персональные скидку на важные для него позиции, а вы получаете лояльного клиента, приобретающего, в том числе, услуги с более высокой маржинальностью.


Подробнее: Персональное ценообразование с помощью Imprice.
Эксперты отмечают, что внедрение персонального ценообразования в логистике в среднем на 5% повышает удержание клиентов и до 25% увеличивает прибыль.
Повышение удержания клиентов
5%
Рост
валовой прибыли
до 25%
Остались вопросы о задачах вашего бизнеса и ценообразовании?
Задайте их нам!
С удовольствием проконсультируем и покажем,
как оптимальнее решить ваш ценовой кейс: